Учитель-логопед Рындина В.И. рекомендует

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Многие родители проявляют активную заинтересованность в развитии речи ребёнка с раннего возраста, поэтому увеличилось количество обращений в ПМПк. Родителей волнует задержка в развитии речи детей, а также её невнятность и неразборчивость. Нарушения речевого развития встречаются у детей с различной  патологией, поэтому специалисты ПМПк проводят комплексное психолого-педагогическое обследование. По результатам обследования делается заключение об уровне речевого развития ребёнка. Регулярно ведётся динамическое наблюдение за этими детьми, специалисты ПМПк консультируют родителей, рассказывает им о способах  преодоления речевого дефекта, дают рекомендации:

- с ребёнком необходимо заниматься дома, но делать это нужно в игровой, непринуждённой форме;

- очень важно говорить с ребёнком не торопясь, чётко произносить все звуки и слова: не «подделываться» под детскую речь, не произносить  слова искажённо («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Не следует передразнивать, смеяться или, наоборот, хвалить ребёнка при неправильном произнесении каких-либо звуков, слов;

- нужно много читать ребёнку доступных его возрасту сказок, стихов, разглядывать вместе с ним предметные картинки, называть их, просить повторить;

- нужно рассматривать картинки с простыми, знакомыми ребёнку сюжетами и обязательно сопровождать рассматривание объяснениями, например:

«Мама купает малыша», «В магазине продавец продаёт хлеб и молоко», «Во дворе дети играют в мяч»;

- во время прогулок следует наблюдать за окружающими предметами и явлениями, рассказывать о них ребёнку;

- важно научить детей слышать и слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребёнок овладевает умением слышать  и дифференцировать различные звуки, различать их громкость, скорость произнесения. Для этого можно предложить ребёнку следующие задания: «Угадай, кто позвал» (узнавание близких по голосу); «Угадай, на чём играю» (узнавание звучания музыкальных инструментов);

«Скажи, как я» (повторение слов тихо-громко, быстро-медленно);

- нужно учить ребёнка пускать мыльные пузыри, дуть в дудочку, на какой-нибудь лёгкий предмет (ватку, бумажную полоску), так как для правильного произношения звуков важно хорошо поставленное речевое дыхание;

- следует тренировать ребёнка в надувании щёк, вытягивании губ, пощёлкивании языком, поднимании и опускании языка, поскольку развитие органов речевого аппарата способствует усвоению правильного произношения звуков;

- важно играть с ребёнком в пальчиковые игры («Ладушки», «Мальчик-пальчик» и др.), делать массаж кистей рук, учить шнуровать обувь, застёгивать пуговицы, нанизывать бусины, собирать мозаику – развитие мелкой моторики также помогает развитию речи малыша.

Рындина Валентина Ивановна, учитель-логопед. 

Правила для занятий с ребёнком дома.